16 марта 2000 года гению азербайджанского джаза вагифу мустафа-заде исполнилось бы 60 лет, но 16 декабря этого года мы отметили печальную дату - ровно 20 лет со дня его смерти.


сегодня в мире нет ни одного уголка, где не знали бы азербайджанскую фамилию мустафа-заде. сначала "вне республики" зазвучало имя самого вагифа мустафа-заде, а потом его дочерей - лалы и азизы. в 40-ые годы вся азербайджанская интеллигенция знала и почитала мать вагифа мустафа-заде зивер ханум алиеву - первую азербайджанскую женщину-мугаматистку, ученицу узеирбека гаджибекова. она сыграла огромную роль в творческом воспитании сына. вагиф учился в той же музыкальной школе, где преподавала его мать, а еще с пеленок он слышал в доме мугам. поэтому неслучайно, что впервые за фортепьяно он сел в три года, и... инструмент увлек мальчика настолько, что его часами нельзя было оторвать от клавиш. имея абсолютный слух, вагиф легко подбирал знакомые песни. в этом же возрасте он вдруг прочитал наизусть только что услышанный фрагмент поэмы с.вургуна. вообще вагиф с детства удивлял родителей необычайной слуховой памятью - мог наизусть и ни разу не ошибившись прочитать сложные стихи. немалую роль в творческой судьбе в.мустафа-заде сыграл и его учитель музыки - пианист г.шароев. все, казалось, шло по накатанной: сначала музыкальная школа, затем музучилище им. а.зейналлы. но потребовалось совсем немного времени, чтобы определить - призвание вагифа не классическая музыка, прививаемая учителем, не мугам, любовь к которому он унаследовал от матери. джаз стал истинной его страстью. вагиф синтезировал свой, совершенно новый стиль - джаз-мугам.


мать


зивер алиева происходила из семьи известного в азербайджане нефтепромышленника а.алиева. она с детства воспитывалась гувернантками-немками. после прихода советской власти ее отец потерял все свое состояние и, чтобы дети его могли получить высшее образование, поступил чернорабочим в бакинское морское пароходство. ведь тогда в вузы принимали только детей рабочих. в консерватории зивер ханум стала одной из первых учениц узеирбека гаджибекова. зивер алиева была очень предана своему делу, она проработала в музыкальной школе почти всю свою жизнь, вела частные занятия с учениками. по сей день можно встретить многих ее учеников, сохранивших в душе чувство благодарности к ней. она была практически первой женщиной-педагогом, обучающей детей мугаму, восточным ладам. зивер ханум безумно любила своего единственного сына. даже когда он работал в тбилиси, в москве, она часто приезжала из баку на поезде с кастрюлями плова и долмы, чтобы вкусно накормить любимого сына. она всегда опекала вагифа. потеряв сына, зивер ханум смогла остаться сильной и мужественной. именно она сыграла основную роль в создании квартиры-музея вагифа мустафа-заде в ичери шехер, хотя это стоило ей немалого труда.


письма


работая над этой статьей, я обратилась к двоюродной сестре в.мустафа-заде афаг ханум алиевой, возглавляющей ныне его музей, с просьбой разрешить опубликовать письма маэстро, если таковые имеются. оказалось, писал он крайне редко. наряду со множеством поздравительных открыток, адресованных внучками лалой и азизой мустафа-заде с самых разных концов света любимой бабушке - зивер ханум, в музее сохранилось только два письма вагифа. оба они написаны матери - горячо любимой и любящей. из этих писем явствует, что и в студенческие годы, и будучи уже взрослым и женатым, вагиф нуждался в нежной опеке, совете и помощи матери. в чем она ему никогда не отказывала. между первым и вторым письмами прошло 10 лет. "здравствуй, дорогая мамочка. как самочувствие? деньги получил в тот же день. очень доволен. спасибо, мамочка! скучаю по тебе, часто вспоминаю. чувствую себя отлично. аппетит колоссальный. правда, я не могу есть все, что мне хочется, но ем очень много, как раньше. все уже позади. мамочка, обязательно приезжай. пиши к макееву, так лучше. я дал 15 рублей хозяйке, мне осталось 25 рублей. ну это на 5 дней, а остальные 10 дней? ничего, мамочка, вышли мне еще 40, и мне, в день по 4 рубля, на 10 дней хватит, я буду экономить. позвоню тебе 2 ноября ночью, и ты мне скажешь, когда приезжаешь. целую от души! твой вагиф". октябрь 1965 года, москва. десять лет спустя, в июле 1975-го, уже будучи женатым на эльзе, он напишет с курорта, где отдыхал тогда вместе с женой и азизой, еще одно письмо, которое подпишет незатейливо - "муст.". "здравствуй, мамочка! знаем, что чувствуешь себя отлично. наверное, опять помолодела. каждый день вспоминаем тебя: я, эльза и наша всеми любимая азиза ханум. живем напротив речки, купаемся, отдыхаем и почти каждый день кушаем цыплят, пьем чистое коровье молоко, короче говоря, отдых и отличное питание. только что мы приехали из деревни. были у этери. увидели письмо, и тут же пишу ответ. денег, конечно, нет, но нам дадут, и мы, как приедем, должны будем выслать. принимают нас очень хорошо. все мы поправились. несмотря на то, что у этери случилось несчастье, они нас все равно отлично приняли. также отдыхаем здорово у тети. азизочка очень скучает по тебе и говорит: "бабулю хочу!". мы все скучаем по тебе. если сможешь, привези манную смесь 3 штуки, а то у нас нет. все целуем тебя. до скорой встречи!"


доска почета


в одно время близкие советовали ему забыть о джазе и готовиться к поступлению в консерваторию. вагиф последовал этому совету в 1964 году, а год спустя бросил все и уехал работать музыкальным руководителем в ансамбле "орэро" (тбилиси). за короткий срок, отведенный ему судьбой, вагиф мустафа-заде создал немало интересных и совершенно разных ансамблей. первым его самостоятельным "детищем" стало джаз-трио "кавказ" при госфилармонии грузии (его вагиф создал еще будучи в "орэро"), несколько позже, уже в баку, появились виа "лейли" (1970 г.) и "севиль" (1971 г., на базе гостелерадио). вагиф мустафа-заде - лауреат фестивалей "таллин-66", "таллин-67" и, наконец, азербайджанского "джаз-69", принесшего ему первое "официальное" признание в азербайджане и... первый инфаркт. вагиф вернулся в баку в 1968-69 годах, после того, как его услышал в тбилиси известный композитор рауф гаджиев. после "джаз-69" его ждала работа в государственном эстрадном оркестре азербайджана. в 1977 году вагиф становится лауреатом всесоюзного джазового фестиваля в донецке. в тот же год при азгосфилармонии он создает новый ансамбль - "мугам". джазовый фестиваль "тбилиси-78" принес ему звание лучшего пианиста. здесь же состоялся дебютный выход на сцену восьмилетней азизы мустафа-заде, сразу ставшей лауреатом фестиваля. снова бакинцы услышат азизу только пять лет спустя, на фестивале "джаз-83", посвященном памяти ее отца... приняв участие на закрытом международном конкурсе джазовой композиции в монако (1979 год), вагиф завоевывает i премию и приз - белый рояль. идея доставить рояль в баку из монако в советские времена была малоперспективной, поэтому приз возместили деньгами. но уже не вагифу. он так и не успел узнать об этой своей большой международной победе. очередная гастроль вагифа - концерт в ташкенте с джаз-ансамблем "мугам" - оказалась последней в его жизни... 16 декабря 1979 года (ровно через три месяца - 16 марта - вагифу исполнилось бы 40 лет) он вдруг почувствовал себя плохо прямо на сцене, во время выступления, и все же отыграл концерт до конца. а после "скорая" увезла его в больницу, и вагифа мустафа-заде не стало. как выяснилось позже, в самом начале второго отделения вагиф перенес второй инфаркт.


парижанка лала


лала - дочь вагифа мустафа-заде от первого брака. когда лала была еще совсем маленькой, родители развелись. девочка жила вдалеке от отца, но (великая вещь - гены!) унаследовала от него не только фамилию, но и талант. правда, лала мустафа-заде выбрала для себя несколько иное, чем ее отец, направление - классическую музыку. в 1990-1991 годах двоюродная сестра ее отца афа алиева помогла девочке поехать на международный конкурс пианистов во францию - оказала и, как сейчас говорят, спонсорскую поддержку, и помощь в сборе документов. уже в аэропорту лала сказала своей двоюродной тете, провожавшей ее в апеналь: "большое спасибо за все, что вы мне сделали, афа! я вам обещаю, что возьму первое место, вернусь с победой". тогда афу ханум удивила смелость девушки. но по завершении конкурса лала позвонила и сообщила, что действительно взяла гран-при. сейчас лала мустафа-заде преподает в парижской консерватории.


королева джаза азиза


возможно, в том, что именно азиза продолжила джазовый путь отца, сыграло роль то, что азиза, в отличие от лалы, росла рядом с отцом. азиза имела возможность близко наблюдать все, что происходило в жизни вагифа мустафа-заде. это и определило ее выбор. и хотя, будучи студенткой бакинской консерватории, она занималась классической музыкой, но приняла решение пойти по стопам отца. сейчас ее яркие уникальные композиции и стиль исполнения представляют собой смесь классики, джаза и азербайджанских народных мотивов. Aзизу мустафа-заде знают не только как исполнителя, композитора, но и как певицу. отыграв в 1997 году концерт в "куин элизабет холле", она удостоилась титула "королевы джаза", который сохраняет за собой до сих пор. сейчас и квартира-музей в.мустафа-заде, и фонд его имени поддерживают связь с азизой, чтобы пригласить ее на 60-летие отца.


фонд мустафа-заде


зивер ханум алиева, открывавшая и до конца дней своих возглавлявшая музей вагифа, завещала продолжение дела своего сына в азербайджане любимой племяннице афе ханум алиевой, которая в то время жила в москве. вспоминая об этом, афа ханум рассказывает: "она говорила мне: "я знаю, что азиза и лала за границей, и здесь, в азербайджане, некому продолжить дело вагифа. продолжи его ты". по инициативе афы ханум при музее был открыт культурно-благотворительный фонд им. вагифа мустафа-заде, учредителем которого стал один из талантливейших джазовых музыкантов и композиторов республики джамиль амиров (сын маэстро фикрета амирова). за время действия фонда сделано немало: вышел диск в.мустафа-заде, отреставрирована половина его квартиры-музея, на начальном этапе оказывалась помощь джазовым музыкантам. фонд помогает искусству азербайджана, вспоминает корифеев музыкального искусства, отмечает их памятные дни. сейчас фонд ведет подготовку к юбилею - 60-летию вагифа мустафа-заде. в. мустафа-заде и ильхама кулиева одного имени этого музыканта достаточно, чтобы поднять на ноги залы, уже не говоря о том, что музыка, сочиненная им, оказывает на слушателей просто магическое воздействие.


вагиф мустафа-заде... его жизнь оказалась намного короче жизни многих и многих его сверстников, коллег, но творческое наследие маэстро бессмертно.