О происхождении этого праздника существует несколько версий, легенд и доказательств. Однако, во всех них признается, что это самый древний праздник на земле, приуроченный к весеннему равноденствию. И все они связаны со "спасением". Спасением от зимы, смерти и "воскрешением".
Первую весточку о приходе Весны подает цветок "Новруз-голю" - подснежник. Праздник Новруз - это праздник пробуждения природы. Приходит пора любви и пора крестьянского труда. Закладывается основа будущего урожая. Перед праздником очищают дом, одежду, утварь. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Новруз можно только с добрыми намерениями и честными помыслами.
Основным символом, атрибутом Новруза является сямяни, без которого не принято встречать Новруз.
ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ "НОВРУЗА" Как мы уже отметили, Новруз начинается с очищения. Очищается дом, вновь производится побелка, устраняются недоделки; очищая дом, одежду и утварь, человек обязан очиститься и сам, и не только телесно, но и духовно. Нельзя входить в праздник неочищенным.
Очищению предшествует и проращивание сямяни. Сямяни по-существу то же, что и елка у русского, и у других народов в Новом году, и даже больше того. Сямяни - не только украшение нашего стола и жилища в праздник Новруз, оно нечто большее, Сямяни - символ плодородия. По нему определяют каким будет урожай. Если сямяни хорошо проросло и высоко вытянулось, значит быть урожаю в этом году. Сямяни - символ нежности. Это первая нежная зелень в доме, она мягка и беспомощна, требует к себе уважительного обращения. Сямяни - символ доброты.
Новруз учит доброте. Доброта является самым главным атрибутом Новруза. Не к этому ли ведет "Авеста", не этому нас учат Коран и Библия? Зло можно победить не в одиночку и не Злом, а вместе и Добротой. Вот чему учит нас Новруз и его традиции.
В течение месяца до Новруз-байрама каждая из предстоящих четырех недель – а вернее четырех сред – была посвящена одной из стихий и поэтому называлась по-разному: су чершенбе (среда на воде), одлу чершенбе (среда на огне), торпаг чершенбе (среда на земле) и ахыр чершенбе (последняя среда). По поверьям, в первую среду обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение, во вторую – очищался огонь, в третью – земля, а в четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам наступала весна.
Хотелось бы обратить внимание вот на какую еще особенность- На различных праздниках многие народы используют растения при ритуалах: майское дерево у немцев, англичан, шведов; новогодняя елка у многих европейских народов; береза - в некоторых обрядах славян и др.
Однако, в отличие от них, обряд сямяни заключается в проращивании растения и имеет под собой более высоконравственную и глубокую философскую концепцию: участие в зарождении новой жизни, воздействие на зарождение и развитие этой жизни Добротой. Народ, в основе психологии которого лежит выращивание "сямяни", не может быть разрушителем, демоном. И пока народ празднует новруз и выращивает "сямяни", он остается Добрым.
Не подлежит сомнению, что любой праздник, ритуал, идущий из древности, неразрывно связан с психологией народа, его неосознанными и осознанными желаниями, отражает его мировоззрение. Народ, который 6 недель перед Новым годом посвящает только очищению своей Души, своих Помыслов, своей Духовной и физической сущности, никогда по своей воле не возьмет в руки оружие. Народ, который в течение 6 недель вместе со всеми своими детьми, где бы не находился, как бы погружается в Доброту, входит как бы в контакт с Добрым началом в космосе, обязательно несет в себе непобедимый созидательный заряд вселенной. Не зря в эти дни отступают различные болезни и почти никто не болеет